Масса сельского населения
Основную массу сельского населения Бессарабии составляли царане. Вопрос об их социальном положении в исторической литературе решается по-разному. Большинство буржуазных историков характеризовало царан как свободных земледельцев, не различая в должной мере их юридического й фактического положения после ликвидации крепостной зависимости в середине XVIII века. Лишь некоторые представители революционно-демократической мысли справедливо указывали на то, что лично свободные царане были опутаны густой сетью феодальных отношений и само освобождение было продиктовано (интересами крупных феодалов и феодального государства.
Ценные наблюдения по этому вопросу содержатся в работах П. В. Советова. Он отмечает, что решающую роль в отмене личной зависимости царан в Молдавии середины XVIII века сыграло то обстоятельство, что централизованная форма феодальной эксплуатации крестьян уже стала превалировать над вотчинными повинностями.
В первой половине XIX века, вне всяких сомнений, царане были юридически свободны. Лишенные земельной собственности и вынужденные пользоваться землей помещиков и монастырей, они, однако, имели право перехода от одного землевладельца к другому, (могли владеть недвижимой собственностью, переселяться в города, заниматься промыслами ит. д.
Личная свобода (в смысле отсутствия крепостной зависимости) царан была подтверждеиа уже первыми законодательными актами русского правительства — «Уставом образования Бессарабской области» 1818 года и «Учреждением для управления Бессарабской областью» 1828 года. В «Уставе» 1818 года провозглашалась, что «царане или поселяне сохраняют право личной независимости от владельцев земель на прежнем основании. Имущество их долженствует быть защищаемо от всяких притязаний наблюдением областного правительства. Царане сохраняют право перехода с земель одного владельца на земли другого, но на казенные земли не принимаются».